Основные причины неудачи внедрения стандартов ИСО

В современном обществе понятие стандартов ИСО стало нарицательным. Практически все слышали о том, что необходимо получить какой-то сертификат, который затем предъявляется потребителям, особенно, потенциальным.

Однако, что кроется за получением сертификата ИСО знают далеко не все. Для многих отечественных компаний получение сертификата ИСО оказывается тяжелым испытанием, которое к тому же отнимает достаточно времени и ресурсов компании.

Кроме того, даже получение сертификата ИСО не является гарантией успешного внедрения стандартов. В некоторых компаниях системы менеджмента качества (смк) остаются формальными и часто не помогают, а лишь мешают работать. Если ничего не изменить — то система обречена на провал. Даже если компания ежегодно подтверждает соответствие полученному сертификату — все равно отмечается регресс в развитии системы, и проблемы с каждым годом продолжают увеличиваться.

В чем же причины неудач от внедрения систем менеджмента?

Причин на самом деле несколько.Одной из основных причин неудач является неправильная работа с консультантами по внедрению систем менеджмента. Специалисты по системам менеджмента оперируют большим количеством профессиональных терминов и их совершенно не интересует, насколько обычный персонал компании понимает то о чем идет речь. Более того, люди просто не понимают, зачем необходимо выполнять процедуры. В результате вся система строится на методе «кнута», когда люди вынуждены подчиняться требованиям и воспринимают систему чисто как формальность.

Консультанты изначально не хотят изучить специфику работы предприятия, понять какие именно процессы здесь в действительности являются ключевыми. Чаще всего консультанты просто немного подгоняют готовые шаблоны процессов и процедур под организацию. В итоге система менеджмента получается громоздкой и неэффективной.

При внедрении систем менеджмента необходимо выделить на это определенное время. Не всегда руководство компаний идет на такой шаг, что в дальнейшем приводит к плохим знаниям персонала о требованиях и назначении систем менеджмента и слабой работы системы. Бессмысленно думать, что качество работы мгновенно улучшится. Для того, чтобы система начала нормально функционировать, необходимо пройти переходный период. Именно в это время и отмечается большое число неудач компаний во внедрении систем менеджмента.

В первую очередь, персонал компании и руководство должны осознать, что системы менеджмента не могут контролироваться одним человеком, и работа систем зависит от деятельности всех работников компании.

Одной из фундаментальных проблем, с которыми сталкивается компания, имеющая сертифицированную систему менеджмента, связана с некорректным внедрением процессного подхода, как одного из требования стандарта.

После определения процессов компании и их описания большинство работников компании начинают считать, что им не нужно ничему учиться. В результате возникают сложности именно с процессным мышлением и внесением необходимых изменений в существующие карты процессов.

Возможные причины кроются также в громоздкой системе менеджмента и неэффективной организационной структуре, отсутствии делегирования управления процессами, нежелание высшего руководства компании уделять внимание развитию системы менеджмента и непонимание им важности системы менеджмента и процессного подхода, а также отсутствие мотивации у сотрудников компании, которые не хотят расти и перенимать лучший практический опыт других компаний.

В результате налицо формальный подход к внедрению процессов в компании, которые с одной стороны внедрены и существуют, а с другой они не приносят организации желаемого эффекта.

Эффект скорее получается отрицательный. Персонал испытывает разочарование от внедрения системы, подходит ко всем требованиям как к формальности и бюрократии и не хотят ничего менять. В результате все хорошие начинания могут быть обречены.

Среди других причин неудачи внедрения систем менеджмента по ИСО, можно выделить следующие:

  1. отсутствие системы измерения системы и показателей эффективности деятельности компании, как в целом, так и для каждого работника;
  2. формальная или неполная система документации;
  3. нежелание затрачивать требуемые ресурсы времени и финансов на внедрение, поддержание и развитие системы;
  4. некомпетентность сотрудников предприятия и их непрофессионализм при выполнении требований системы менеджмента;
  5. неполная вовлеченность персонала и отсутствие его убежденности в эффективности от внедрения системы менеджмента;
  6. отсутствие приверженности руководства компании в процесс внедрения и развития системы и непонимание или несоблюдение принципов системы;
  7. формальный подход руководства или преследование определенных целей, например, заключение контракта, повышение имиджа.

По сути, все перечисленные причины являются несоблюдением восьми фундаментальных принципов системы менеджмента качества.

Все эти причины могут способствовать неудачному внедрению систем менеджмента по ИСО и, если причины не будут идентифицированы и устранены, система может либо продолжать существовать в зачаточном состоянии, либо обречена на провал.

Поделиться записью

    Добавить комментарий

    Защитный код Обновить