Что такое развитая Система менеджмента качества

Система менеджмента качества в компаниях создается в соответствии с требованиями ИСО 9000. С момента создания система качества должна быть постоянно в использовании — это означает, что ни один элемент деятельности компании не должен проходить без участия системы и ее контролирующих и проверяющих элементов. Независимо от вида деятельности организации, в каждом конкретном случае системы менеджмента качества при создании имеют достаточную идентичность элементов. Такая унификация очевидна — ведь любая система качества строится на требованиях ISO 9001. Однако, такой подход вовсе не означает, что компании должны соблюдать постоянную унификацию и в будущем.

Безусловно, базовые элементы системы — политика по качеству, руководство системы менеджмента качества, шесть стандартных процедур и регламентированный стандартом набор записей — будут оставаться неизменными по сути, но могут меняться по содержанию.

Система не должна находиться в неизменном состоянии. Изменения в стратегии организации, направлении ее деятельности, структуре, количестве персонала, имуществе, оборудовании, заказчиках в первую очередь должны коснуться системы менеджмента качества. Это будет означать развитие данной системы, что также является одним из требований стандарта. Развитая система менеджмента качества не может возникнуть с нуля. Для этого компания должна успешно использовать построенную и внедренную на предприятии систему качества, которая будет постоянно развиваться и совершенствоваться на протяжении длительного времени.

В системе помимо обязательных начинают появляться другие документы и требования. Кроме того, компания должна полностью соблюдать все требования стандарта ИСО 9001 и постоянно измерять и улучшать систему. Новые работники должны сразу же вливаться в работу системы качества, и их вовлечение должно быть поставлено на рельсы.

Для того, чтобы прийти к развитой системе и оценить степень ее нынешнего развития организации могут воспользоваться стандартом ISO 9004. Именно этот документ является продолжением основного стандарта ИСО 9001 и содержит в себе элементы дальнейшего развития системы менеджмента качества. Стандарт ИСО 9004 помогает компаниям выбрать нужное направление развития системы менеджмента и не потеряться в ворохе документов и требований.

Для того, чтобы компания сумела правильно оценить развитие своей системы, вводится понятие "зрелости организации". Чтобы оценить зрелость компании в отношении системы менеджмента качества можно разработать вопросник в соответствии с руководством, приложенном к стандарту ISO 9004. Вопросник будет содержать прямую и косвенную оценку всех элементов системы на основании получения определенных доказательств и подтверждений. При этом упор сделан не на формальном соблюдении требований стандарта, а на сознательном подходе к каждому из элементов и оценке того, насколько организация смогла продвинуться в данном вопросе далее, чем этого требует стандарт — это и есть степень зрелости компании. В соответствии с вопросником по зрелости можно получить оценку работы системы менеджмента качества (в баллах от 1 до 5) и сделать вывод о степени зрелости и развития системы менеджмента качества. Безусловно, оценка зрелости является хорошим инструментом для объективного оценивания развития системы.

Кроме того, организация сама должна разрабатывать методы и инструменты анализа и оценки системы. Для этого можно воспользоваться уже готовыми и хорошо себя зарекомендовавшими инструментами, например, ключевыми показателями эффективности (KPI), причинно-следственной диаграммой Исикава «рыбий скелет», методом «6 сигма», матрицами и другими методиками.

Поделиться записью

    Добавить комментарий

    Защитный код Обновить